Персональный сайт учителя географии Рыбачевой Светланы Александровны

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 25.04.2024, 10:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Выступления, открытые уроки, мастер-классы [2]
Мои файлы [49]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 56
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

Технология целеполагания +презентация
[ Скачать с сервера (630.5 Kb) ] 10.01.2017, 18:51

«Если человек не знает куда идти, для него нет попутного ветра»

          Технология целеполагания

Притча по случаю

Прознал как-то один человек, что в соседнем селе живет самый меткий стрелок, и решил встретиться с этим удивительным человеком. Собрался он в путь и в скором времени достиг опушки леса, около которой и было соседнее поселение. Видит, стоит стрелок, в руках у него мощный тисовый лук, в колчане ровные стрелы с ярким оперением. Стрелок тщательно прицелился и выпустил стрелу. И попала стрела точно в центр мишени. А потом стрелок выпустил вторую стрелу, и та вошла ровно в центр мишени, расщепив первую. Восхитился человек мастерством стрелка и решил узнать секреты его мастерства. Спрашивает того, на что ты смотришь, когда целишься - на кончик стрелы? Нет, был ответ. Тогда, может быть, на кончик лука? Нет. Или на деревья, чтобы увидеть, куда дует ветер? Тоже нет, я смотрю только на цель, я вижу только цель. А как можно промахнуться, если ничего кроме цели не существует? Восхитился человек опытом стрелка и сказал, что он - самый великий стрелок в мире. На что стрелок ответил, что в соседней деревне живет девочка, которая превзошла его в искусстве стрельбы из лука. Удивился мужчина и реши поговорить с этой девочкой. Идет он и видит: на дереве мишень, а точно в центре стоит стрела, на доме мишень - и опять стрела точно в центре, на земле мишени и в ней точно в центре стрела! А на земле рядом с домом сидит девочка и рядом с ней лук. Обратился к ней человек, не она ли самая опытная лучница? Девочка согласилась. "В чем же секрет твоего мастерства?" - поинтересовался человек. "Я просто стреляю, а потом рисую вокруг стрелы мишень" - был ответ.

       Коллеги, как часто мы ведем себя подобно нашим стрелкам.

Мы ведем занятия бесцельно, а потом удачи детей приписываем своему мастерству, а неудачи - тому, что дети недоучили.

Или стремимся достичь цели, часто не замечая ничего вокруг.

А как же все-таки стать мастером своего дела в вопросах целеполагания?

Иерархия целей и задач

В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в тактические, которые, сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, приурочены к тому или иному определенному этапу решения стратегических задач.

Оперативные задачи

  • текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности.

Модель выпускника -

  • исходная теоретическая разработка, концепция, многие положения и идеи которой необходимо осуществлять на практике, опираясь на накопленный опыт.
  • Модель выпускника понимается как программа развития и совершенствования учащегося с первого курса до выпуска.
  • Модель выпускника рассматривается не только как идеальная цель образования , но и как его содержание.

 

Целеполагание на уроке

  • В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей :
  • 1) предвосхищаемый результат деятельности; 2) предметная проекция будущего; 3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека. Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.

В педагогике целеполагание

- это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и учащегося), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

 

Целеполагание - это, по определению Ю. А. Конаржевского, «процесс формулирования цели, процесс ее развертывания».

  • Целеполагание как логико-конструктивная операция представляет собой следующий алгоритм:
  • - анализ обстановки (учебной ситуации);
  • - учет соответствующих нормативных документов;
  • - установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению;
  • - выяснение имеющихся для этого ресурсов;
  • -  выбор тех из них, которые наиболее эффективны и технологичны;
  • - формулировка цели.

В чем суть проблемы?

  • Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения . Приведем пример: учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все учащиеся были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а зачем все это было? Какие приращения сделаны?

Формальный подход при постановке цели.

  • Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

Завышение цели.

  • По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе «Об образовании» и др. документах. Они диктуются требованиями общества, государства.
  • Часто преподаватели ставят глобальные цели. Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель . Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

 Постановка собственной цели учителя.

  • Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке неинтересно.

 

Типичные ошибки целеполагания:

  • - подмена цели содержанием ("познакомить учащихся с ...")
  • - подмена цели процессом деятельности ("учащиеся выполняют работу...", "учащиеся пишут...", "учащиеся решают задачи по теме...")

Цели должны быть:

  • Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
  • Конкретные.
  • Понятные.
  • Осознанные .
  • Описывающие желаемый результат .
  • Реальные.
  • Побудительные (побуждать к действию) .
  • Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».

Обучающие цели четкое определение объема и уровней знаний, уровня формирования умений и навыков (специальных и общеучебных), ликвидация конкретных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

  • урока включают в себя овладение уча­щимися системой знаний, практическими умениями и навыка­ми
  • Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом :
  • «выбрать»,
  • «назвать»,
  • «дать определение»,
  • «проиллюстрировать»,
  • «написать»,
  • «перечислить»,
  • «выполнить»,
  • «систематизировать»...

Обучающий аспект цели.  

  • Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:

Обучающий аспект цели.  

  • Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!

Обучающий аспект цели.  

  • Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.
  • Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.

Рекомендации

  • Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
  • Образовательные цели урока не рекомендуется ставить в общем виде: усвоить такое-то правило, закон и т.д. Можно ли за один урок добиться того, чтобы учащиеся восприняли, осмыслили новый материал и научились его применять на практике в нестандартных ситуациях, обобщив и систематизировав его? Думается, что удается это не многим. Цель урока должна носить конкретный характер, т.е., какие изменения в знаниях учащегося должны произойти именно за этот урок. Предметные, образовательные цели предполагают определение того, что должно «прибавиться» в знаниях и специальных умениях учащихся. Целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимися предлагается достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого
  •  
  • При планировании обучающей цели     формулировать ее   через   ожидаемый результат учащихся

 

Воспитание - формирование основных мировоззренческих идей и качеств личности. Воспитывающие цели

  • способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.

Воспитательная работа должна планироваться

самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:

  • вызвать интерес,
  • пробудить любознательность,
  • пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности,
  • выразить свое отношение…
  • прививать, укреплять... навыки;

Воспитывающий аспект цели (направления воспитательной работы по Н.Е. Щурковой):

  •       Я – концепция: требовательность к себе, гордость и скромность, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, ответственность, добросовестность и т.д.
  •         Я – другие люди: гуманность, товарищество, доброта, деликатность и вежливость, терпимость, взаимовыручка и т.д.
  •        Я – общество: чувство долга, ответственность, трудолюбие, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехами и т.д.
  •        Я – труд: ответственное выполнение заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие и т.д.
  •        Я – Родина: чувство гордости за успехи, озабоченность ее трудностями и т.д.
  •  
  • Кредо обучающей деятельности преподавателя - воспитывающее обучение
  • Развитие -
  • способность овладеть основными способами мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, систематизация и т.д.); развитие познавательного интереса; развитие памяти, речи, самостоятельности.

Развивающие цели

  • содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованиюмыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.
  • Например:
  • учить сравнивать,
  • учить выделять главное,
  • учить строить аналоги,
  • развивать глазомер,
  • развивать мелкую моторику рук,
  • развивать умение ориентироваться на местности.

Развивающий аспект цели урока.

  • Развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, самостоятельность развития очень относительна и оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения.
  • Развивающий аспект целей урока складывается из нескольких блоков.

1. Развитие речи:

  • Обогащение и усложнение словарного запаса;
  • Усложнение смысловой функции речи (новые знания приносят новые аспекты понимания);
  • Усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность и т.д.);
  • Овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка;

2. Развитие мышления:

  • Учить анализировать;
  • Учить выделять главное;
  • Учить сравнивать;
  • Учить строить аналогии;
  • Учить обобщать и систематизировать;
  • Учить доказывать и опровергать;
  • Учить объяснять и определять понятия;
  • Учить ставить и решать проблемы.

3. Развитие сенсорной сферы:

  • Развитие ориентировки в пространстве и во времени;
  • Развитие точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи и т.д.
  •  
  • Один и тот же развивающий аспект цели целесообразно формулировать для нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы, ведь развитие учащегося всегда медленнее, чем его обучение

В цели

  • необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.
  • лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятель­ность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит де­фицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Цели должны быть

  • достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией вы­сокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

 

Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика)

является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний.

 Цель необходимо записать на доске, показать на слайде, обсудить, совместно сформулировать (иногда мы просто формально ее проговариваем)

  • Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце занятия необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –  формулируется  домашнее задание.

Правильна ли цель? Чтобы оценить ее нужно:

  • определить краткость, четкость и простоту формулировки цели;
  • определить, заложен ли в формулировке конечный результат, т. е. диагностична ли цель;
  • определить,  чем   вызвана  постановка  цели:  требованиями учебной программы, интересом учащихся и т. д.;
  •  какова связь цели с темой урока, т. е. перспективна ли цель;
  •  определить степень осознанности учителем цели;
  •  выяснить реальность достижения цели;
  •  определить со относимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной дея­тельности на уроке;
  • определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и ре­зультатом.

Итак, коллеги! Успехов вам в целеполагании и попутного ветра!

  • Предлагаю всем желающим заполнить таблицу, расположенную ниже, своими примерами целей к урокам. Молодые коллеги - для вас это возможность проверить правильность своего курса в освоении методики целеполагания, более опытные педагоги - для вас это возможность дать подсказки своим коллегами, которые только встали на путь профессионального совершенствования!

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» г. Курчатова Курской области

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс методического объединения учителей географии:

 

« Технология целеполагания»

 

 

 

 

 

                                                                   Выступление подготовила:

                                                     учитель географии

                                                                  Рыбачева Светлана                   Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Курчатов  январь  2017г

Категория: Мои файлы | Добавил: Lilu
Просмотров: 494 | Загрузок: 24 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Методсовет Персональный сайт учителя географии Рыбачевой Светланы Александровны Продленка
    Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz