Тема: «Закономерности распределения тепла и влаги на территории России»
(8 класс)
Цель урока:
определить закономерности распределения основных климатических показателей на территории России;
Задачи:
- Повторить комплекс ранее изученных понятий и терминов: солнечная радиация, суммарная радиация, воздушная масса, атмосферный фронт, циклон, антициклон;
- Продолжить формирование представлений о климатических особенностях России;
- Сформировать знания об испаряемости и коэффициенте увлажнения;
- Продолжить формирование умения работать с климатическими картами (определение температуры воздуха и количества осадков);
- Способствовать развитию познавательной активности и интереса к географии посредством проблемных вопросов;
- Способствовать формированию навыков работы индивидуально, в группе;
- Способствовать формированию естественнонаучной картины мира на примере изучения климатических особенностей территории России.
Тип урока: комбинированный с практико-ориентированным подходом, проблемный
Методы и приёмы: деятельностный, сравнительный, картографический, когнитивный
Виды работ: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: учебник Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: Дрофа, атлас,
компьютер, климатическая карта России,проектор,экран.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
Географический диктант на знание основных терминов по теме: "Климат"
На экране термины: климат, суммарная радиация, циклон, антициклон, атмосферный фронт, воздушная масса.
Беседа по вопросам:
- Назовите, какие климатообразующие факторы играют ведущую роль в формировании климата нашей страны? (географическое положение, солнечная радиация, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность)
-Какие виды воздушных масс господствуют над территорией России? (арктические, умеренные, на юге тропические)
- Что значит понятие "трансформация воздушных масс"? (изменение свойств ВМ под влиянием подстилающей поверхности)
- Какие ветры господствуют в умеренных широтах России? (западные)
- Какой океан и почему оказывает большее влияние на климат России? (Атлантический, отепляющее воздействие)
- Почему происходит изменение свойств умеренных воздушных масс над территорией России? (большая протяженность с запада на восток и подстилающая поверхность)
- Где над территорией России в зимний период устанавливается антициклональная погода? (в Восточной Сибири, влияние Азиатского максимума)
- Найдите ошибки в характеристиках циклона и антициклона, представленных на слайде?
3. Изучение нового материала.
- Итак, нами были рассмотрены на предыдущих уроках закономерности распределения солнечной радиации, циркуляции воздушных масс над нашей страной.
Сегодня мы продолжим знакомимся с климатическими особенностями территории России.
- При характеристике климатических особенностей какой-либо территории, с описания каких элементов климата вы бы начали? (температура воздуха, осадки)
- Сегодня наша речь пойдет о температуре и осадках, характерных для территории России.
- Какова цель нашего урока? (выявить закономерности …, научимся объяснять причины такого распределения, находить взаимосвязь между температурой и климатом)
Проблемный вопрос - Как климатообразующие факторы влияют на распределение тепла и влаги на территории России?
1) Особенности распределения t воздуха в январе и июле.
- Что такое изотермы? (линии с одинаковыми температурными показателями)
- Определите ход изотерм по картам рис. 35, 36, стр. 65, 66. (изотермы января вытянуты в субмеридиональном направлении с с-з на ю-в, изотермы июля в широтном направлении)
- Почему ход изотерм января и июля не одинаков? Ответ найдите в учебнике на с.65-66.
- По картам определите, где в нашей стране расположены районы с наиболее низкой и с наиболее высокой температурами января. (0- -50С – Калининград, Предкавказье и -40 - -500С в Якутии)
- По карте определите, как проходит июльская изотерма +100С. Объясните причину отклонения изотермы к югу в ряде районов страны. (изменение рельефа – горы, с высотой температура понижается)
- С какими причинами связано замкнутое положение изотерм на юге Сибири и севере Дальнего Востока? (там расположены горы)
- По карте в атласе с.14-15 определите, где в России самые холодные зимы, самое теплое лето? (Оймякон - -710С, Верхоянск - -680С; Прикаспийская низменность, Северный Кавказ - +250С)
- Что такое амплитуда температур? (разница между максимальными и минимальными температурами)
- Определите годовую амплитуду температур в городах Архангельск, Салехард и Оймякон. Данные запишите в таблицу
- О чем говорит увеличение амплитуды температур? (о континентальности климата)
Вывод 1: (заполните пропуски)
- Зимой на распределение t воздуха большое влияние оказывают циркуляционные процессы, особенно ветры …. …. (западного переноса) с …. (Атлантического) океана. Континентальность климата …. (возрастает) с запада на восток.
- Летом решающее влияние на распределение t оказывает …. ….. (солнечная радиация), поэтому t воздуха ….. (увеличивается) с севера на юг.
2) Причины неодинакового распределения осадков.
- Проанализируйте карту рис. 37, стр. 67. Как распределяются осадки на территории страны? (неравномерно)
- Назовите причины, влияющие на количество выпадения осадков. Найдите ответ в учебнике с.66-67. (циркуляция воздушных масс, особенности рельефа, температура воздуха, близость океана)
- Определите годовое количество осадков для городов, указанных в таблице?
- Как можно объяснить уменьшение количества осадков с запада на восток?
- В каких районах России выпадает максимальное количество осадков, почему? (горы Кавказа, Алтая, на юге Дальнего Востока – наветренные склоны, а также лесная зона В-Е равнины – влияние Атлантического океана)
- В каких районах выпадает минимальное количество осадков, почему? (полупустыни Прикаспийской низменности – влияние континентальных ВМ)
- Рассмотрите причины:
Причина
|
Следствие
|
Западный перенос ветров, морской воздух с Атлантики, активная циклональная деятельность, открытость запада России к Атлантике.
|
Больше осадков на Восточно-Европейской равнине, между 550-650 с.ш.
|
Вытянутость хребтов параллельно океану, муссонная циркуляция.
|
На Дальнем Востоке осадков много, но выпадают неравномерно в течении года, и больше на восточных склонах хребтов.
|
Холодный, сухой воздух с Северного ледовитого океана не приносит много влаги.
|
На севере России осадков мало.
|
На наветренных склонах при западном переносе ветров выпадает больше осадков.
|
Склоны гор (Урал, Алтай, Кавказ) собирают влагу.
|
Вывод 2: (заполните пропуски)
Наибольшее количество осадков на берегу Тихого океана связывают с летним муссоном и рельефом; большое количество осадков на западе России в умеренном поясе объясняют господством морского воздуха с Атлантики и активной циклонической деятельностью. На севере осадков выпадает мало из-за присутствия сухого арктического воздуха. Внутри материка, на юго-востоке Русской равнины, на Среднесибирском плоскогорье, осадков мало из-за господства континентального воздуха и антициклональной погоды.
3) Коэффициент увлажнения
- Количество выпадающих осадков не дает полного представления об увлажнении территории. Например, в тундре выпадает 300 мм, и в Нижнем Поволжье 300 мм, только для тундры – это избыток влаги, а в Нижнем Поволжье влаги явно не хватает. В чем же причина?
- Обратимся к ещё одному показателю климата – коэффициент увлажнения.
- Обратимся к учебнику с.68 . Как находится коэффициент увлажнения? (К=О/И)
- В чем разница между испаряемостью и испарением? (испаряемость – количество влаги, которое может испариться при данных атмосферных условиях; испарение – количество, влаги, которое фактически испаряется, не может быть больше осадков)
- В каком случае увлажнение считают достаточным, недостаточное и избыточным? (К=1, К<1, К>1)
- Используя карту рис.32 с.66 и данные таблицы, определите испаряемость и вычислите коэффициент увлажнения для данных городов.
- Проанализируйте получившиеся результаты. (количество осадков с запада на восток уменьшается, испаряемость уменьшается, следовательно во всех населенных пунктах Кувл. примерно одинаковый – увлажнение избыточное)
Вывод 3: (заполните пропуски)
Увлажненность территории зависит от количества выпадающих ….. (осадков) и …. (испаряемости).
4. Практическая работа №4:
«Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны».
5. Закрепление
- Исходя из данных таблицы, какой населенный пункт, по вашему мнению, имеет более благоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности человека? Почему?
- Итак, перед вами в начале урока стоял вопрос: как климатообразующие факторы влияют на распределение тепла и влаги на территории России. Вы сделали соответствующие выводы. А теперь проверим, изменилось ли ваше мнение (заполнение таблицы «да-нет», сверка ответов)
6. Домашнее задание
§11,вопросы стр.69
7. Итог урока.
- Выставление оценок в журнал
- Рефлексия
Ребята, продолжите следующие предложения:
1. Сегодня на уроке я …..
2. Сегодняшний урок показал мне ...
3. Больше всего на уроке мне понравилось
|