Пояснительная записка.
Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена в новой форме.
Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
В соответствие с учебным планом, и утвержденным годовым календарным учебным графиком МБОУ «Гимназия №1» программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Занятия проводятся согласно утвержденного расписания в субботу, в связи с тем, что часть занятий приходится на праздничные дни (31.12.16г., 25.02.2017г,06.05.2017г.) рабочая программа уменьшена на 3 часа, сокращены часы на тему «Резервные занятия».
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса.
Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.
Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
Результаты освоения курса.
Знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические
явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их
изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений
Уметь:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
- описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров
производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.
Содержание курса.
Введение (2 ч).
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Раздел I. Источники географической информации (3 ч).
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч).
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера.
Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч).
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч).
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел V. География России (9 ч).
Особенности ГП России. Природа России. Население России. Хозяйство России.
Природно-хозяйственное районирование России. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Обобщение (1 ч).
Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности.
Календарно-тематическое планирование по спецкурсу «Подготовка к ОГЭ по географии в 9 классе» (31 час)
Введение (2 ч)
|
№п/п
|
Тема занятия
|
Дата по плану
|
Дата по факту
|
Корректировка
|
1.
|
Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов. Нормативно-правовые и другие документы. Правила заполнения бланков.
|
3.09.16
|
3.09.16
|
|
2.
|
Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии КИМов.
|
10.09.16
|
10.09.16
|
|
Раздел I. Источники географической информации (3 ч).
|
3.
|
Глобус, географическая карта.
|
17.09.16
|
17.09.16
|
|
4.
|
План местности. Масштаб. Градусная сеть.
|
24.09.16
|
24.09.16
|
|
5.
|
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
|
1.10.16
|
1.10.16
|
|
Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч)
|
6.
|
Земля как планета Солнечной системы.
|
8.10.16
|
8.10.16
|
|
7.
|
Движения Земли.
|
15.10.16
|
15.10.16
|
|
8.
|
Литосфера и геологическая история Земли.
|
22.10.16
|
22.10.16
|
|
9.
|
Гидросфера. Атмосфера.
|
29.10.16
|
29.10.16
|
|
10.
|
Биосфера. Географическая оболочка.
|
12.11.16
|
12.11.16
|
|
11.
|
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
|
19.11.16
|
19.11.16
|
|
Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч)
|
12.
|
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов.
|
26.11.16
|
26.11.16
|
|
13.
|
Население и численность населения Земли. Расы, этносы.
|
3.12.16
|
3.12.16
|
|
14.
|
Материки и страны.
|
10.12.16
|
10.12.16
|
|
15.
|
Африка. Австралия.
|
17.12.16
|
17.12.16
|
|
16.
|
Антарктида. Южная Америка.
|
24.12.16
|
24.12.16
|
|
17.
|
Северная Америка.
|
14.01.17
|
14.01.17
|
|
18.
|
Евразия.
|
21.01.17
|
21.01.17
|
|
19.
|
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
|
28.01.17
|
28.01.17
|
|
Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч)
|
20.
|
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования.
|
4.02.17
|
4.02.17
|
|
21.
|
Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу.
|
11.02.17
|
11.02.17
|
|
Раздел V. География России (9 ч)
|
22.
|
Особенности ГП России.
|
18.02.17
|
18.02.17
|
|
23.
|
Природа России.
|
4.03.17
|
4.03.17
|
|
24.
|
Природные особенности России.
|
11.03.17
|
11.03.17
|
|
25.
|
Население России.
|
18.03.17
|
18.03.17
|
|
26.
|
Демографические показатели России.
|
8.04.17
|
8.04.17
|
|
27.
|
Хозяйство России.
|
15.04.17
|
15.04.17
|
|
28.
|
Отрасли хозяйства РФ.
|
22.04.17
|
22.04.17
|
|
29.
|
Природно-хозяйственное районирование России.
|
29.04.17
|
29.04.17
|
|
30.
|
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
|
13.05.17
|
13.05.17
|
|
Обобщение (1 ч)
|
31.
|
Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену
|
20.05.17
|
20.05.17
|
|
Итого:31 час
|
|
|
|
|
|