Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» г. Курчатова Курской области
Мастер-класс методического объединения учителей географии:
« Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД»
Мастер-класс подготовила:
учитель географии
Рыбачева Светлана Александровна
г. Курчатов-2018 год
Китайская притча
Мастер редко затрагивал в беседах с детьми духовные вопросы. Он с удовольствием играл с учениками, принимал участие в разговорах на любые темы — от политической ситуации в стране до самого свежего анекдота, учил детей думать, изобретать и решать любые проблемы.
Однажды посетитель спросил:
— Как вас может учить человек, который чаще играет с учениками, что- то изобретает, чем говорит о Боге?
— Обучать можно по-разному, и не только с помощью слов, — ответили ему.
Я согласна с изречением китайского мудреца. Обучать можно по- разному. Сегодня обучение должно иметь системно -деятельностный подход, основой которого является исследовательская деятельность. С чего начинается исследование? С удивления… Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования… Главная цель исследовательской деятельности — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, что является неотъемлемой частью в реализации нового образовательного стандарта. Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на проявление черт исследовательского поведения. Большое внимание в своей работе в данном направлении я уделяю проведению интегрированных научных исследований и проектов. С учащимися старших классов мы работаем над проектами, которые позволяют учащимся применить знания из разных курсов школьной программы для решения какой- то проблемы. Например, проект « Вода, которую мы пьём» направлен на исследование качества питьевой воды города Курчатова и влияние некачественной воды на здоровье человека. Ученица собрала достоверные источники Петровского архива, сведения с водозаборной станции, протоколы ЦГСЭН, а также провела химический анализ питьевой воды и защищая данный проект, стала победителем многих областных и региональных конференций. Наиболее удачной работой был проект: «Город Петровск- шаг к возрождению», в котором ученица 10 класса рассмотрела проблемы малого города на примере Петровска и предложила один из путей возрождения города — развитие сферы туризма. Приложением к проекту стал экскурсионный маршрут по городу и фильм о Петровске. Начиная с сентября 2008 года, в нашей школе было основано школьное научное общество обучающихся. Результатом работы научного общества стали областные научно- практические конференции, которые ежегодно проводятся на базе нашей школы, а начиная с 2012 года, проходит областной молодёжный форум, который включает не только научную конференцию, ЕГЭ- олимпиаду, но и социально – значимый проект «Кубок Содружества». В 2012-2013 учебном году участниками нашего форума стали 256 обучающихся, и не только ребята Саратовской области, но и других регионов России. Одной из форм научно- исследовательской и проектной деятельности работы в рамках научного общества стала кружковая работа. В школе по моей просьбе был образован кружок эколого - географического направления «Юный исследователь». Итогом кружковой работы стала экологическая тропа вдоль берега реки Медведицы. В нашей школе развивается клубная деятельность. В рамках работы клуба «Эдельвейс» ребята нашей школы принимают активное участие в муниципальной социально-значимой спортивно-ориентированной игре «Робинзонада» и занимают призовые места. Во время игры учащиеся не только приобретают навыки туризма, но и занимаются исследовательской работой: собирают богатый материал по краеведению, экологии, приобретают умения и навыки в работе с картой, компасом; приобретают специальные знания по вопросам ориентирования, доврачебной медицинской помощи. О вполне осознанном выборе и значении исследовательской деятельности для собственного личностного развития свидетельствуют следующие результаты анкетирования учащихся школы: на вопрос “что я ожидал и что получил от проектно-исследовательской деятельности” ребята ответили:
- 54 % ответили, полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и повлияют на выбор профессии
- 31 %- работа над исследованием помогла моей самореализации
- 10% ребят ответили, что в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми –исследователями, учеными, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях
- 56 %- в процессе научного исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать
Сейчас я предлагаю провести небольшое исследование. Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Зимний вечер, за окнами вьюжит. Вы вместе со своей семьей сидите у камина и слушаете, как трещат дрова. Вопрос: «А куда девается дым? Почему он не заходит в комнату?» Назовите тему и цель нашего исследования.
Тема исследования: «Ветер, ветер, ты могуч…»
Цель исследования: изучить процесс образования ветра и его влияние на жизнь человека.
Для проведения исследования мы с вами поделимся на группы.
1 группа- географы- лаборанты
2 группа- географы – исследователи
3 группа- географы -конструкторы
4 группа- географы-проектировщики
Задание 1 группе. Географы- лаборанты
Опыт №1. Наполните стакан водой, накройте его бумагой и переверните вверх дном. Сделайте вывод.
Опыт №2. Надуть 2 шара (один сильнее, другой слабее),затем плавно выпустить из них воздух. Из какого шара воздух выйдет с большей скоростью и почему? (Из шара, который больше надут, воздух выйдет с большей скоростью, т.к. большая разница атмосферного давления)
Опыт №3. Приоткройте дверь и поставьте зажжённую свечу на порог. Куда отклонится пламя свечки? Почему? Поднимите свечку вверх. Куда отклонится пламя? Сделайте вывод. На пороге пламя свечки отклонится в сторону класса, а сверху- в сторону коридора)
Что такое ветер? Назовите условия, при которых возникает ветер.
Задание 2 группе. Географы- исследователи
Используя стихи поэтов определить силу ветра. Назвать значение ветра для жизни человека. (сделать вывод)
1.
Сегодня старый ясень
Сам не свой,-
Как будто страшный сон его тревожит: ветвями машет, шелестит листвой,
А почему, - никто сказать не может…
С.Я.Маршак
2.
Сегодня старый ясень
Сам не свой,-
Как будто страшный сон его тревожит: ветвями машет, шелестит листвой,
А почему, - никто сказать не может…
С.Я.Маршак
3.
….Тиха украинская ночь
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Серебристых тополей листы…
А.С.Пушкин
4.
Трещит мороз, шумит метель:
Вершиною качает ель.
М.Ю.Лермонтов
5.
Горные вершины
Спят во мгле ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой:
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
М.Ю.Лермонтов
6.
Как большой ветер
Напал на наш остров!
С домишек сдул крыши,
Как с молока пену…
Н.Матвеева
7.
Вспоминал я, как в зимнем бору,
Без ветвей от макушек до пят,
Чуть качаясь в снегу на ветру,
Корабельные сосны скрипят…
С.Я.Маршак
Значение ветра: переносит тепло и влагу, для судоходства и ветряных мельниц, является причиной ветровых волн и течений, используется для производства электроэнергии, изменяет рельеф, является причиной стихийных бедствий.
Какие типы ветров вы знаете?
Задание 3 группе.
Изготовьте метеорологические приборы. ( анемометр и флюгер) Расскажите для чего они предназначены. Почему прибор анемометр имеет такое название?
Для определения направления ветра используют флюгер, который устанавливают на высоте 10 м., он состоит из металлической пластины, вращающейся на вертикальной оси по его направлению. Направление ветра определяется той стороной горизонта, откуда он дует. Если ветер дует с севера на юг, то это северный ветер, если с запада на восток – то западный. Скорость ветра, измеряется м/с, км/ч. Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра. Сила ветра измеряется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 г. Почему прибор анемометр имеет такое название?( в честь бога ветра Анемоса)
Задание 4 группе. Географы- проектировщики
Для каждой местности характерны преобладающие ветра, о направлении ветров судят по графику «Роза ветров».
Постройте розу ветров по данным города Петровска за год:
С-1дн., СВ-2дн., В-2дн., ЮВ-8дн., Ю-7дн., ЮЗ-4дн., З-6дн, СЗ-3дн., штиль-5дн.
Способ построения:
1. Чертим линии сторон горизонта – основных, промежуточных.
2. Считаем сколько дней ветер дул, одному дню соответствует одна клетка.
3.Все точки соединяют.
4.Количество безветренных дней (штиль) записываем в центре розы ветров.
Сделайте вывод, анализируя розу ветров: Какие ветры преобладают в городе? С учетом розы ветров мы можем строить промышленные предприятия, которые загрязняют воздух. Поставьте точку, где бы вы разместили промышленное предприятие.
Итак, мы провели с вами небольшую исследовательскую работу, цель которой- изучить процесс образования ветра и его влияние на жизнь человека
Вернёмся в наш загородный дом, в котором горит камин.
-Куда же девается дым? Почему он не заходит в комнату?
Поиграем в игру. Вопрос- ответ. Если бы не было ветра, то….
-Скажите, пожалуйста, какие универсальные учебные действия формировались в процессе выполнения нашего исследования?
Следовательно, в ходе проектной и исследовательской деятельности развиваются: поисковые, организаторские умения и личностное самоопределение. Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки. Я глубоко солидарна с основными идеями концепции модернизации образования, что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.
|