Персональный сайт учителя географии Рыбачевой Светланы Александровны

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 22.12.2024, 21:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Выступления, открытые уроки, мастер-классы [2]
Мои файлы [49]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 57
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Выступления, открытые уроки, мастер-классы

Развитие ключевых компетенций
[ Скачать с сервера (72.0 Kb) ] 30.05.2020, 21:00

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»  г. Курчатова Курской области

Выступление на городском методическом объединении учителей географии:

 

 

 

«Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования  методов активного обучения »

 

 

  

 

Выступление подготовила:

учитель географии

Рыбачева Светлана Александровна

 

 

 

 

 

 

г. Курчатов 2018 г

 

    (Слайд 1) Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным, сегодня нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетенция” и “компетентность”.

(Слайд 2) Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции.

Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.

Этого можно добиться, используя новые технологии для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

(Сдайд 3) Ведущее место принадлежит сегодня методу проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, презентация, творческий отчет и т.д.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.

Важное место среди ключевых образовательных компетенций отведено компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на компьютерной грамотности учащихся.(Слайд4) Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого и интеллектуального потенциала школьников. Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) активизируют самостоятельную поисковую работу учащихся.

Презентации использую на уроках во время лекции или защиты проектов учащихся. Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядные пособия, помогают учащимся ярко и доступно излагать учебный материал, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету.

( Слайд 5) Для активных методов обучения особое место занимают формы организации образовательного процесса – нестандартные уроки: урок-сказка, игра, путешествие, сценарий, викторина, уроки-смотры знаний.

Интерактивные формы обучения: урок-конференция, урок-суд, урок-спектакль, урок-дискуссия, урок-презентация проекта.

  • Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

Данные задания дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках и во внеурочной работе. От эффективности использования данных задач в обучении зависит не только качество обучения, развития и воспитания, но и степень практической подготовленности школьников к будущей деятельности.

За счет использования данных методов поддерживается положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, атмосфера на уроке становится более благоприятной для обучения и для общения.

Таким образом, использование современных образовательных технологий на основе деятельностного подхода позволяет создать условия, в которых учащийся сам определяет проблему, ставит цель и достигает ее, самостоятельно планирует и организует собственные и привлеченные ресурсы, что способствует формированию ключевых компетенций школьника.

Ключевые компетентности многофункциональны, межпредметны, многомерны, поэтому технология их формирования достаточно сложна, однако ряд позиций компетентностного подхода можно реализовывать в образовательном процессе любого урока.  

(Слайд 6) Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных компетенций:

• информационная – готовность к работе с информацией;

• коммуникативная – готовность к общению с другими людьми;

• социально-трудовая (кооперативная) – готовность к сотрудничеству с другими людьми;

• проблемная – готовность к решению проблем.

Формирование у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. Компетентностный подход: выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу:

  • накопление знаний;
  • реализация умений;
  • проявление навыков;
  • Применить свои знания и умения во внеучебной практической ситуации – это компетентность.

Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

(Слайд 7) Различия традиционного и компетентностного подходов в образовании

Традиционный

Компетентностный

Главная идея: знания приводят к личностному успеху.

Главная идея: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем.

Решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний.

Решение проблем – смысл образовательной деятельности.

Признак высокого уровня образованности – способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала.

Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно.

В качестве заключения хочу заметить, что невозможно заставить человека творить, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество.

 

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность формировать личность:

v любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

v умеющую учиться;

v уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

v доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;

v готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.(Слайд 8)

 

Категория: Выступления, открытые уроки, мастер-классы | Добавил: Lilu
Просмотров: 154 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Методсовет Персональный сайт учителя географии Рыбачевой Светланы Александровны Продленка
    Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz